Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
2020 год стал настоящим испытанием для нефтегазовой отрасли. С одной стороны, пандемия коронавирусной инфекции, неожиданный для мировой экономики вызов, привела к спаду спроса на нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и авиакеросин, а с другой, цены на нефть в первой половине прошлого года показали рекордное за последние два десятилетия снижение. https://sknews.kz/online/601-sk-news-n5-6-167-168/
Такой негативный фон и стал «проверкой на прочность» для нефтяных компаний. Нацкомпания «КазМунайГаз», судя по отчетности, с этой проверкой справилась и теперь нацелена на дальнейшее развитие. Рассказываем основные моменты из годового отчета КМГ за 2020 год.
Производство немного снизилось, но лидерство не упущено.
«Для всех нас 2020 год ознаменован серьезным глобальным испытанием пандемией COVID-19 и стал проверкой на прочность и эффективность командной работы в непростых условиях», – с этих слов Кристофера Уолтона, председателя совета директоров «КазМунайГаза», начинается годовой отчет, опубликованный в конце апреля 2021 года.
Действительно, пандемия стала вызовом для компании, с которым она вполне справилась. Объем добычи нефти и конденсата группой «КазМунайГаз» за весь 2020 год составил 21,8 млн тонн, или 445 тысяч баррелей в сутки. Это на 7,9% меньше в сравнении с предыдущим годом, но такое снижение вызвано сразу несколькими причинами, в числе которых обязательства Казахстана по ограничению добычи нефти по соглашению «ОПЕК+», а также естественное падение добычи на «зрелых» месторождениях.
Но были и позитивные события в производственных показателях. В декабре 2020-го были введены в опытную эксплуатацию две скважины на месторождении Восточный Урихтау в Актюбинской области. Если получится успешно завершить первую фазу проекта, то уже на второй фазе добыча будет идти из 58 скважин группы месторождений Урихтау – и тогда ожидаемая добыча может достичь 1,5 млрд кубических метров газа и 500 тысяч тонн нефти в год.
Сами компании группы тоже пытаются поддерживать уровень добычи, несмотря на уже давнее извлечение запасов на своих месторождениях. Например, на месторождении Сагидулла Нуржанов компании «Эмбамунайгаз» (оперирует в Западном Казахстане) был получен фонтанный приток безводной нефти дебитом в 70 тонн в сутки.
Несмотря на некоторое снижение производственных показателей, на казахстанском рынке КМГ все еще сохраняет лидирующие позиции. Нацкомпания занимает первое место в стране по добыче нефти, транспортировке нефти и газа и переработке нефти.
Сохранять лидерство получается благодаря диверсифицированному портфелю активов. Например, КМГ вместе с иностранными нефтедобытчиками участвует в крупных нефтегазовых проектах – Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке. И хотя большая часть активов все же представлена зрелыми месторождениями со стабильным уровнем добычи, над их эффективностью в компании постоянно работают, в том числе, например, доразведкой или внедрением цифровых технологий.
Помимо добычи, нацкомпания представлена и на других этапах производства: транспортировке и переработке углеводородов. Например, в 2020 году на компанию пришлось 56% всего объема транспортировки нефти и 77% – газа. Правда, присутствие на последнем рынке уже перестало быть задачей компании – из состава группы КМГ выделили «КазТрансГаз», который теперь стал самостоятельным национальным оператором в газовой отрасли.
Еще один важный момент – нефтепереработка. «КазМунайГаз» владеет долями в четырех крупных нефтеперерабатывающих заводах – в Актау, Атырау, Павлодаре и Шымкенте (доля рынка КМГ – 81%). Полностью модернизированные к 2018 году, они обеспечивают потребности не только внутреннего рынка Казахстана, но и отправляют топливо на экспорт.
Всего НПЗ «КазМунайГаза» в Казахстане было переработано больше 12,8 млн тонн нефти.
Борьба с кризисом
О том, что пандемия стала вызовом для всей экономики, уже говорилось не раз – и в этом материале, и в целом на медиапространстве. Но важен в пандемии не только сам факт ее влияния, но и реакция бизнеса на борьбу с ее последствиями. В «КазМунайГазе» тоже приняли свою стратегию на 2020–2021 годы. Остановимся на ней немного подробнее.
Одна из принятых в условиях замедления экономики мер – это оптимизация административного персонала. По итогам 2020 года в центральном аппарате КМГ штат сократили на треть – с 729 до 480 сотрудников. Также упразднили должности всех 22 управляющих директоров, в три раза уменьшили число департаментов, отменили бонусы и служебные автомобили, на 30% снизили зарплаты топ-менеджеров. В целом, говорится в годовом отчете, за 2020 год получилось сократить административные расходы на 17 млрд тенге.
Снижались и другие «контролируемые затраты», в числе которых капитальные затраты на 103 млрд тенге и операционные расходы – на 27 млрд. Параллельно с этим консолидируемый долг КМГ сократился на 341 млн долларов США. Успешно были рефинансированы, если верить отчету, еврооблигации компании на сумму 907 млн долларов.
«Благодаря чему решен вопрос крупных единовременных выплат долга в ближайшее время. Следующее крупное погашение предстоит только в 2025 году», – говорится в отчете.
При все этом КМГ не отказывался от обязательств перед партнерами. Например, в некоторых случаях компания оплачивала вынужденный простой работникам сервисных компаний, чьи объемы работ упали на фоне снижения добычи.
Есть и долгосрочные стратегии, которые работают на выведение компании на путь устойчивого развития. Обратить внимание стоит на две из них – это цифровая трансформация и борьба с изменением климата.
В компании, например, уже запущены четыре цифровых проекта, среди которых «Внедрение информационной системы ABAI», «Внедрение системы инженерного моделирования на нефтеперерабатывающих заводах», «Создание Многофункционального общего центра обслуживания КМГ» и «Управление поездками».
Например, система ABAI, или Advanced Base Artificial Intelligence, объединит все производственные данные блока разведки и добычи нефти КМГ для анализа этой информации с помощью искусственного интеллекта и ее мгновенной визуализации, а также управления производством в удаленном режиме.
Ожидаемый положительный эффект от внедрения перечисленных выше четырех проектов составляет около 72,4 млрд тенге.
Все актуальнее для КМГ тем не менее становится экологическая повестка – и дело не только в борьбе с загрязнениями воздуха, земли и водоемов, но и трансформации всего энергетического рынка. По этому поводу в отчете компании говорится, что рынок ожидает изменение структуры спроса на энергию из-за снижения роли углеводородных источников энергии и увеличения доли возобновляемых источников энергии, или ВИЭ.
Действительно, экономическая стагнация в 2020 году ускорила энергетический переход в компаниях нефтегазовой отрасли. Многие из них пытаются сократить свой «углеродный след», развивая ВИЭ и проекты по улавливанию углерода и пытаясь сделать свою нефть «зеленее».
Важен этот процесс для КМГ из-за грядущего в 2023 году внедрения в странах Европейского союза «углеродного налога» на импортную продукцию с большим углеродным следом. Учитывая такие перспективы, КМГ уже начал изучать «перспективы развития ВИЭ и снижения выбросов в окружающую среду через реализацию проектов ВИЭ и технологий декарбонизации, а также торговли углеродными единицами на выбросы парниковых газов». Это значит, что теперь КМГ, как и крупнейшие зарубежные нефтяные компании, будет активнее бороться с изменением климата.
Ответственный бизнес
Для компаний группы «Самрук-Қазына» социальная ответственность – это один из приоритетов ведения бизнеса, и КМГ не является исключением. Только за 2020 год компания уплатила 548 млрд тенге налогов и других обязательных платежей в бюджет Казахстан, а размер дивидендов акционерам (а это Фонд «Самрук-Қазына» и Нацбанк) достиг 82 млрд тенге.
Социальная политика – отдельная важная статья расходов. Так, социальная помощь сотрудникам компании в 2020-м составила 21 млрд тенге, а социальные инвестиции в рамках контрактов на недропользование превысили 4,5 млрд тенге. Подробнее со структурой соцпомощи сотрудникам (а их по группе более 60 тысяч человек по всей стране) можно ознакомиться в таблице ниже.
Внесла свой вклад компания и в борьбу с пандемией – речь идет о спонсорской помощи национальной системе здравоохранения и акиматам на сумму в 6,2 млрд тенге. «Ответственное отношение компании к социальной жизни страны будет продолжено и в будущем», – говорится в годовом отчете.
Вместо резюме. Обзор годовой отчетности «КазМунайГаза» показывает, что компания смогла оперативно отреагировать на проблемы нефтегазового рынка, занявшись оптимизацией и внедрением цифровых проектов. Однако главный вызов, похоже, еще впереди – это ужесточение углеродного регулирования и тренд на борьбу с изменением климата, для соответствия которым КМГ придется меняться и дальше.
Автор: Юрий Масанов
Юрий Масанов